Новые условия: как учатся незрячие дети на дистанционке

Новые условия: как учатся незрячие дети на дистанционке

 

 2020 год заставил всех принимать новые условия жизни. Маски, перчатки, социальная дистанция стали неотъемлемыми спутниками изо дня в день, а Skype, Zoom, WhatsApp и другие приложения — помощниками школьникам и студентам в дистанционном обучении. О том, как сейчас учатся незрячие дети и какие перспективы у онлайн-обучения, рассказали учителя Школы-интерната для слепых №1 (ШОР №1). 

 

— What is your favorite music style, Timofey?

— А что такое “стайл”?

 

 Онлайн-урок английского языка в самом разгаре. Учитель задает вопросы, объясняет новый материал, ученики активно отвечают, уточняют и сдают домашние задания. Все так же, как и в обычной школе: если заранее не знать о том, что по ту сторону экрана незрячие дети, никогда об этом не догадаешься. 

 Дорогу в мир технологий невидящим людям открывают специальные гаджеты и программы. Во-первых, это особое программное обеспечение — программы экранного доступа для работы в операционной системе. Во-вторых, брайлевский дисплей, который подключается к компьютеру и выводит информацию точечнымшрифтом Брайля. На время дистанционного обучения школа предоставила детям это оборудование для эффективных занятий.

 “Дистанционное обучение снижает социальную активность. Ученику приходится самостоятельно искать мотивацию и силы заниматься дальше. Поэтому главное — научиться самому организовывать свой учебный процесс. Учиться станет гораздо проще, если следовать дисциплине”, — считает Евгения Ревякина, учитель английского языка ШОР №1.

 После завершения урока ребята еще остаются в беседе, чтобы поболтать, обсудить новости и домашнее задание. У них есть 15 минут до начала нового занятия — такая небольшая перемена, чтобы отдохнуть, переключиться.И уроки на дистанте длятся меньше. Всего 30 минут.

 “Любому участнику онлайн-обучения приходится адаптироваться к новым условиям. Но чем больше узнаваемых и понятных вещей будет в процессе, тем проще будет войти в этот процесс. Знакомый голос учителя, манера объяснения материала, понятная система контроля – все это позволяет поверить в то, что урок реальный”, — рассказывает Людмила Кекнохаева, учитель химии, биологии и экологии ШОР №1. 

 Оба педагога согласны с тем, что самое сложное “на дистанционке” — объяснить ученикам точные науки: химию, физику, биологию. Во-первых, невозможно провести практическое занятие — опыты и лабораторные работы. Во-вторых, для незрячих ребят большую роль играет тактильная наглядность: необходимы специальные рельефно-графические пособия, альбомы, объекты и их модели. “Конечно, много времени отнимают записи химических формул, уравнений реакций по системе Брайля, — делится Людмила. — Но ученики молодцы — справляются!”.

 Зато“в классе” царит домашняя атмосфера: для новых знаний не нужно никуда идти, а сидеть на уроке можно даже в пижаме. Не обходится и без забавных казусов. “Несколько раз во время урока я слышала сопение и храп. Оказалось, что у ног одной из учениц спит ее любимый бульдог”, — с улыбкой делится Людмила.

 В целом, и педагоги, и ученики, и родители ждут, когда обучение начнется в привычном формате. Ребята скучают по школе и общению с одноклассниками: ведь никакой Skype не заменит приветственных объятий, совместных перемен и походов в столовую. 

 “Я считаю, что классический, очный формат обучения нельзя заменить на дистанционный. Однако онлайн-образование может стать очень хорошим помощником в получении знаний и освоении новых профессий. Кроме того, если ребенок заболел или проходит курс реабилитации, дистанционные занятия помогут ему не отстать от класса”,

— резюмирует Евгения.